Практика · устройство · свобода на воде

Начисления облагаемые страховыми взносами. Какие выплаты следует облагать ндфл и страховыми взносами? Выплаты за аренду авто в расчет по взносам не включаются

В руководстве «Начисления облагаемые страховыми взносами. Какие выплаты следует облагать ндфл и страховыми взносами? Выплаты за аренду авто в расчет по взносам не включаются» тема раскрыта последовательно: от базовых вопросов до полезных практических рекомендаций. Материал учитывает распространённые ситуации и помогает избежать типичных ошибок.

Для удобной навигации основные разделы собраны в содержании.

Лодка на спокойной воде
Фото: Maël Balland / Unsplash
Содержание статьи

Главное по теме

"Зарплата", 2010, N 9

В преддверии сдачи квартального отчета вам предстоит рассчитать сумму страховых взносов, начисленных за девять месяцев 2010 г. Этот показатель напрямую зависит от состава выплат, производимых в пользу физических лиц. В статье мы напомним, какие выплаты не облагаются страховыми взносами.

Вопросы о расчете страховых взносов еще остаются

С момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) миновало два отчетных периода, заканчивается третий.

Казалось бы, этого времени вполне достаточно для освоения нового законодательства, изучения порядка расчета облагаемой базы, отнесения выплат к облагаемым и необлагаемым. Однако вопросы остаются. Они поступают в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Минздравсоцразвития России и редакцию журнала "Зарплата".

Из них видно, что с большинством зарплатных выплат бухгалтеры успешно разобрались: практически все составляющие части заработной платы облагаются страховыми взносами. Но с квалификацией некоторых выплат полной ясности нет.

Мы постараемся вам помочь, обобщив ответы на письма читателей и разъяснения уполномоченных ведомств. Для начала напомним общие принципы формирования отчетных показателей. А затем подробнее остановимся на необлагаемых выплатах.

Объект обложения страховыми взносами

Прежде чем рассмотреть выплаты, не облагаемые страховыми взносами, остановимся на вопросах определения объекта обложения.

Выплаты, производимые в рамках трудовых отношений

В соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ объект обложения страховыми взносами - это все выплаты и вознаграждения в пользу работников, предусмотренные трудовым договором.

В Письме от 23.03.2010 N 647-19 специалисты Минздравсоцразвития России разъяснили, что к объекту обложения страховыми взносами относятся также выплаты, не прописанные в трудовом договоре, но производимые в рамках трудовых отношений.

Вознаграждения по гражданско-правовым договорам

К объекту обложения страховыми взносами отнесены вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также вознаграждения:

  • по договорам авторского заказа;
  • договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы и искусства;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства.

Исключения из объекта

На основании ч. 3 и 4 ст. 7 Закона N 212-ФЗ ряд выплат физическим лицам, связанным со страхователем трудовыми или гражданско-правовыми отношениями, не являются объектом обложения страховыми взносами. К ним относятся:

  1. выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является:
  • переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), например договор купли-продажи;
  • передача в пользование имущества (имущественных прав), например договор аренды;
  1. вознаграждения иностранным гражданам и лицам без гражданства за исполнение обязанностей по трудовым и гражданско-правовым договорам с расположенными за границей РФ обособленными подразделениями российских организаций.

Выплаты, не соответствующие определению объекта

Отношения страхователей и физических лиц не ограничиваются рамками трудовых отношений или отношений, вытекающих из договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются работы, услуги. В Законе N 212-ФЗ упомянуты далеко не все виды взаимоотношений и соответственно не все виды возможных выплат в пользу физических лиц.

Обратите внимание: ч. 3 и 4 ст. 7 Закона N 212-ФЗ описывают лишь некоторые виды выплат, исключаемых из объекта. Все прочие выплаты, не соответствующие определению объекта обложения страховыми взносами, не перечислены в Законе. Но при решении вопроса, облагать или не облагать ту или иную выплату физическому лицу страховыми взносами, вам придется оценить ее с точки зрения учета при формировании облагаемой базы.

Облагаемая база и состав необлагаемых выплат

Облагаемая база. Облагаемая база для начисления страховых взносов определяется как разница между общей суммой выплат, относящихся к объекту обложения, и необлагаемыми выплатами.

Необлагаемые выплаты. В целях определения облагаемой базы к необлагаемым относятся выплаты, перечисленные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. По сути, они включаются в объект обложения страховыми взносами, но не облагаются ими в силу прямого указания в Законе N 212-ФЗ.

Наряду с выплатами, не облагаемыми страховыми взносами согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в бухгалтерской практике необлагаемыми называют и такие выплаты, которые не относятся к объекту обложения в соответствии с нормами ст. 7 Закона N 212-ФЗ.

Мы будем именовать необлагаемыми все виды выплат, на которые не нужно начислять страховые взносы и по ст. 7, и по ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Однако при этом бухгалтер должен ясно представлять, к какой группе относится та или иная необлагаемая выплата. Ибо в случае принадлежности к объекту обложения страховыми взносами она будет участвовать в расчете облагаемой базы и в составе объекта, и в составе необлагаемых выплат по ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Если выплата изначально не включается в объект по ст. 7 Закона N 212-ФЗ, она не участвует в определении облагаемой базы.

По многочисленным просьбам читателей мы составили перечень необлагаемых выплат. Конечно, невозможно учесть в рамках одной статьи все необлагаемые выплаты, поэтому список ограничен теми, которые вызывают особый интерес наших читателей. При этом выплаты поделены на две группы:

  • однозначно необлагаемые;
  • не облагаемые при определенных условиях.

Не облагаются однозначно!

Перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами, содержится в табл. 1 на с. 48. Из нее следует, что страховые взносы не начисляются, если:

  • выплата не является объектом обложения страховыми взносами (в этом случае в столбце 3 указана ссылка на ст. 7 Закона N 212-ФЗ, а в столбце 4 - "х");
  • выплата является объектом обложения страховыми взносами, но не облагается ими в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в этом случае соответствующая ссылка на нормативный акт приведена в столбце 4, а в столбце 3 - "х").

Таблица 1. Перечень выплат, которые однозначно не облагаются страховыми взносами

N
п/п
Наименование
выплаты
Норма Закона N 212-ФЗ,
освобождающая
от начисления взносов
Разъяснения
не является
объектом
обложения
соответствует
объекту, но
не облагается
основание примечание
1 2 3 4 5 6
1 Заработная плата
и вознаграждение
по гражданско-
правовому договору
на выполнение
работ, оказание
услуг иностранных
граждан, временно
пребывающих
на территории РФ
х Пункт 15
ч. 1 ст. 9
Прямое указание в Законе N 212-ФЗ
2 Средний заработок,
сохраняемый
работнику-донору
за день сдачи
крови и
дополнительный
день отдыха
Часть 1
ст. 7
х Сохраняется
в обязательном
порядке
в соответствии
с нормами
ст. 186 ТК РФ,
не является
выплатой в рамках
трудовых
отношений
Письма
Минздравсоцразвития
России
от 01.03.2010
N 426-19
и от 17.05.2010
N 1212-19
3 Средний заработок,
сохраняемый
работникам
за период ухода за
детьми-инвалидами
(четыре дня
в месяц)
х Пункт 1
ч. 1 ст. 9
Сохраняется
за счет средств
ФСС РФ
в соответствии с
законодательством
РФ
По материалам сайта
ФСС РФ
4 Пособие
по временной
нетрудоспособности
за первые два дня
заболевания,
оплачиваемое
за счет средств
работодателя
х Пункт 1
ч. 1 ст. 9
Пособие,
выплачиваемое
в соответствии с
законодательством
РФ
По материалам сайта
ФСС РФ
5 Ежемесячная
компенсационная
выплата в размере
50 руб. матерям,
находящимся
в отпуске по уходу
за ребенком
до достижения им
возраста трех лет
х Пункт 1
ч. 1 ст. 9
Компенсация,
выплачиваемая
в соответствии с
законодательством
РФ
По материалам сайта
ФСС РФ
6 Выплаты членам
совета директоров
Часть 1
ст. 7
х С получателем
выплаты
страхователь
не имеет
ни трудовых,
ни гражданско-
правовых
отношений,
соответствующих
критериям,
указанным в
ч. 1 ст. 7
Закона N 212-ФЗ
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 01.03.2010
N 421-19
7 Дивиденды
собственникам
предприятия
Часть 1
ст. 7
х С получателем
выплаты
страхователь
не имеет
ни трудовых,
ни гражданско-
правовых
отношений,
соответствующих
критериям,
указанным в
ч. 1 ст. 7
Закона N 212-ФЗ
По материалам сайта
ФСС РФ
8 Выплаты бывшим
работникам
Часть 1
ст. 7
х С получателем
выплаты
страхователь
не имеет
ни трудовых,
ни гражданско-
правовых
отношений,
соответствующих
критериям,
указанным в
ч. 1 ст. 7
Закона N 212-ФЗ
По материалам сайта
ФСС РФ
9 Компенсация
за использование
личного имущества
работника
в интересах
работодателя
х Подпункт "и"
п. 2 ч. 1
ст. 9
Компенсация, выплачиваемая в связи
с выполнением работником
его трудовых обязанностей
10 Арендная плата
за использование
имущества
работника
в интересах
работодателя
Часть 3
ст. 7
х Предмет
договора аренды -
передача
имущества
в пользование.
Арендная плата
не является
объектом
обложения
страховыми
взносами
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 12.03.2010
N 550-19
11 Возмещение
расходов
работников,
постоянная
работа которых
осуществляется
в пути или имеет
разъездной
характер
х Подпункт "и"
п. 2 ч. 1
ст. 9
Компенсация,
выплачиваемая
в связи
с выполнением
работником его
трудовых
обязанностей
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 27.02.2010
N 406-19
12 Надбавка
за вахтовый метод
работы
х Подпункт "и"
п. 2 ч. 1
ст. 9
Компенсация,
выплачиваемая
в связи
с выполнением
работником его
трудовых
обязанностей
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 27.02.2010
N 406-19
13 Суммы, выданные
работнику
под отчет
Часть 1
ст. 7
х Выплата
производится
не в пользу
работника,
работник
не является
собственником
полученного
аванса
По материалам
Круглого стола
"Подотчетные суммы
и страховые взносы"
("Зарплата", 2010,
N 7)
14 Возмещение
перерасхода
по авансовому
отчету работника
Часть 1
ст. 7
х Выплата
не соответствует
критериям
объекта обложения
страховыми
взносами
По материалам
Круглого стола
"Подотчетные суммы
и страховые взносы"
("Зарплата", 2010,
N 7)

Осторожно: "Двусмысленные" выплаты!

Ряд выплат требуют особого внимания бухгалтера. Выплата одного наименования может в одном случае облагаться страховыми взносами, в другом не облагаться, поскольку порядок обложения зависит от условий ее назначения. При этом, как было отмечено выше, Закон N 212-ФЗ не содержит полного и четкого перечня облагаемых и необлагаемых выплат, не указывает на обстоятельства, влияющие на порядок начисления страховых взносов, оставляет возможность толковать его положения самими страхователями.

Во избежание дополнительных расходов в виде штрафных санкций ознакомьтесь с перечнем "двусмысленных" выплат и условиями, при которых они облагаются или не облагаются страховыми взносами.

Перечень (не исчерпывающий) приведен в табл. 2. В графе 1 описаны обстоятельства назначения выплаты, от которых зависит, облагается ли выплата страховыми взносами или не облагается. Как и в табл. 1, если выплата не является объектом обложения, в столбце 3 приведена ссылка на ст. 7 Закона N 212-ФЗ, а в столбце 4 проставлен знак "х".

Таблица 2. Перечень выплат, порядок обложения которых страховыми взносами зависит от определенных условий

Обстоятельства
назначения
выплаты, значимые
для начисления
взносов
Облагается/
не облагается
Норма Закона N 212-ФЗ Разъяснения
не является
объектом
обложения
соответствует
объекту
обложения
основание выплаты примечание
1 2 3 4 5 6
Материальная помощь
Работнику в связи
со смертью члена
(членов) его семьи
Не облагается х Подпункт "б"
п. 3 ч. 1
ст. 9
Члену семьи
работника в связи
с его смертью
Не облагается Часть 1
ст. 7
х С получателем выплаты страхователь
не имеет ни трудовых,
ни гражданско-правовых отношений,
соответствующих критериям, описанным
в ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ
Работнику
(родителям,
усыновителям,
опекунам)
при рождении
(усыновлении,
удочерении)
ребенка,
выплачиваемая
в течение первого
года после
рождения
(усыновления,
удочерения),
но не более
50 000 руб.
на каждого ребенка
Не облагается х Подпункт "в"
п. 3 ч. 1
ст. 9
Прямо установлено Законом N 212-ФЗ
Работнику в связи
с рождением,
усыновлением
ребенка:
а) более
50 000 руб.
на ребенка;
б) спустя год
после рождения
(усыновления)
Облагается х Подпункт "в"
п. 3 ч. 1
ст. 9
Выплата
не соответствует
норме пп. "в"
п. 3 ч. 1 ст. 9
К сумме, выданной
с отклонениями,
следует применять
норму п. 11 ч. 1
ст. 9
Работнику:
а) на лечение;
б) в связи
с отпуском;
в) со свадьбой;
г) на обзаведение
хозяйством;
д) другие цели
Не облагается
в пределах
4000 руб. за
календарный
год
х Пункт 11
ч. 1 ст. 9
Прямо установлено
Законом N 212-ФЗ
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 01.03.2010
N 426-19
Работнику в сумме
превышения
4000 руб.
за расчетный
период
Облагается х Пункт 11
ч. 1 ст. 9
Прямо установлено
Законом N 212-ФЗ
Для определения
облагаемой базы
необходимо
суммировать все
виды материальной
помощи,
за исключением
соответствующих
п. 3 ч. 1 ст. 9,
и полученный
результат уменьшить
на 4000 руб.
Компенсация за неиспользованный отпуск
При увольнении
работника
Облагается х Подпункт "д"
п. 2 ч. 1
ст. 9
В пп. "д" п. 2
ч. 1 ст. 9
Закона N 212-ФЗ
указано,
что страховыми
взносами
не облагаются
все виды
установленных
законодательством
РФ выплат,
связанных
с увольнением,
за исключением
компенсации за
неиспользованный
отпуск
Разъяснения
на сайте ФСС РФ
За
неиспользованные
дни отпуска сверх
28 календарных
дней
(без увольнения)
Не облагается х Подпункт "и"
п. 2 ч. 1
ст. 9
Связано
не с увольнением
работника, а с
выполнением
им трудовых
обязанностей
Разъяснения
на сайте ФСС РФ
Подарки работникам
Вручение подарков
предусмотрено
трудовым договором
(системой оплаты
труда) за трудовые
достижения
Облагается х Часть 1 ст. 7 Выплата в рамках
трудовых
отношений
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 05.03.2010
N 473-19
Передача подарков
производится
в соответствии
с договором
дарения,
оформленным
согласно нормам
гражданского
законодательства
(ст. 572 ГК РФ)
Не облагается Часть 3
ст. 7
х Выплата
(в натуральной
форме)
по гражданско-
правовому
договору,
связанная
с переходом права
собственности
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 05.03.2010
N 473-19
Оплата лечения
Работник
самостоятельно
оплачивает расходы
на лечение.
Работодатель
компенсирует ему
фактические
затраты
Облагается х Часть 1 ст. 7 Выплата
не перечислена
в ст. 9 Закона
N 212-ФЗ
По материалам
сайта ФСС РФ
Работодатель
перечисляет
средства в оплату
лечения работника
напрямую
учреждению
здравоохранения
по договору
Не облагается Часть 1
ст. 7
х Нет прямой
выплаты работнику
ни по трудовому
договору, ни по
гражданско-
правовому
договору. Нет
объекта обложения
По материалам
сайта ФСС РФ
Компенсация стоимости проезда работника к месту учебы и обратно
В размере 100%
один раз в учебном
году, если
работник успешно
обучается в вузе,
имеющем
государственную
аккредитацию,
по заочной форме
по направлению
работодателя,
получая первое
высшее
профессиональное
образование
Не облагается х Подпункт "е"
п. 2 ч. 1
ст. 9
Выплата
предусмотрена
и соответствует
критериям
установленных
законодательством
РФ
компенсационных
выплат, связанных
с возмещением
расходов на
профессиональную
подготовку,
переподготовку
и повышение
квалификации
работников
(ч. 3 ст. 173,
ч. 3 ст. 174 и
ч. 1 ст. 177
ТК РФ)
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 20.04.2010
N 939-19
В размере 50% один
раз в учебном
году, если
работник впервые
обучается
в учреждении
среднего
профессионального
образования,
имеющем
государственную
аккредитацию,
по направлению
работодателя
по заочной форме
Не облагается х Подпункт "е"
п. 2 ч. 1
ст. 9
По аналогии
с обучением в вузе
При любом
отклонении
от обязательных
условий
предоставления
компенсации,
то есть:
- студенту
учреждения
среднего
профессионального
образования
работодатель
оплатил проезд
в сумме,
превышающей 50%
стоимости;
- студент вуза
не успевает;
- учебное
заведение не имеет
государственной
аккредитации;
- очная или
вечерняя форма
обучения;
- нет направления
работодателя;
- работник
получает второе
образование
соответствующего
уровня
Облагается х Подпункт "е"
п. 2 ч. 1
ст. 9
Выплата не соответствует критериям
установленных законодательством
Российской Федерации
компенсационных выплат, связанных
с возмещением расходов
на профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение
квалификации работников
Заем работнику
Передача предмета
займа заемщику
(ч. 1 ст. 807
ГК РФ)
Не облагается Часть 3
ст. 7
х Выплаты
по гражданско-
правовому
договору,
связанные
с переходом права
собственности
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 17.05.2010
N 1212-19
Невозвращенный
работником остаток
займа
Облагается х Часть 1 ст. 7 Приравнивается
к выплатам,
производимым
в рамках трудовых
отношений
Письмо
Минздравсоцразвития
России
от 17.05.2010
N 1212-19

О.С.Овчинникова

Заместитель главного редактора

журнала "Зарплата"

Не подлежащие налогообложению НДФЛ доходы перечислены в ст. 217 Налогового кодекса, а в ст. 215 НК РФ указаны доходы иностранцев, которые не облагаются НДФЛ. Для некоторых доходов освобождение действительно при соблюдении определенных условий. Рассмотрим особенности необлагаемых доходов далее.

Какие доходы не облагаются налогом на доходы физлиц: общие положения

Доходы, не облагаемые НДФЛ, четко обозначены в налоговом законодательстве. Оснований у законодателя для того, чтобы различные виды доходов отдельных категорий физлиц освобождались от уплаты налога, может быть несколько. Такие доходы преимущественно социально ориентированы либо направлены на стимулирование развития отстающих или убыточных отраслей.

Итак, условно основания для освобождения от НДФЛ можно разделить на несколько подвидов:

1. Социально ориентированные:

  • соцвыплаты (пенсия, компенсационные или разовые выплаты, пособия и пр.);
  • стимулирующие платежи (выплаты донорам, призовые платежи в связи с участием в соревнованиях, оказание помощи госорганам и др.);
  • поддержка благотворительности и волонтерства;
  • поощрения для отдельных категорий социально незащищенных лиц (например, вознаграждение ветеранам).

2. Предназначенные для развития «депрессивных» направлений:

  • ведение личного сельского хозяйства;
  • потребление услуг банковской и инвестдеятельности.
  • выполнением трудовых обязанностей, в том числе и возмещение командировочных или при переезде по работе в иную местность;
  • с полевым довольствием, но не более 700 руб.

Предельный размер при оплате командировочных, исходя из освобождения от НДФЛ, составляет 700 руб. в сутки на территории РФ и 2 500 руб. в эквиваленте за границей. Причем освобождаются от налогообложения все обоснованные целевые траты во время командировки, которые документально подтверждены: проезд до места назначения, аэропортовые сборы, затраты до вокзала (аэропорта), провоз багажа, наем жилья, телекоммуникационные услуги, пошлина при получении виз загранпаспорта, комиссия при обмене валюты. В т. ч. не будут облагаться налогом расходы на проезд, если фактические даты отъезда/возвращения, связанные со служебной поездкой, несущественно отклоняются от дат, указанных в приказе на командировку. Однако если такое отклонение существенно, налог удержать придется.

Подробнее об этом читайте в материале «Даты в билетах не совпадают с датами командировки — Минфин напоминает про НДФЛ» .

Если документы, подтверждающие оплату за наем жилья, были утеряны, то безопасно не облагать НДФЛ лишь суммы в размере 700 руб./сутки в России и 2 500 руб./сутки за рубежом. Подобный порядок установлен и для налогообложения выплат, производимых членам совета директоров или любого аналогичного исполнительного органа компании в связи с их приездом для проведения собрания совета директоров или подобного органа.

3.1. Выплаты волонтерам при выполнении ими своих обязанностей на безвозмездной основе, в том числе и наем ими жилья, проезд к месту оказания своих услуг, питание, приобретение средств индивидуальной защиты, оплата страховки по ДМС рисков для здоровья. Все в пределах сумм, применимых для командировочных, указанных в пункте выше.

3.2. утратил силу с 01.05.2018г.

3.3. утратил силу с 01.01.2019г.

4. Плата за донорскую кровь, молоко и иную помощь, предоставляемую донорами.

5. Алиментные платежи.

6. Гранты в сфере науки, культуры, образования, предоставляемые отечественными и иностранными организациями, список которых утвержден Правительством России.

6.1. Гранты, призы и премии полученные в соревнованиях или конкурсах, организуемых некоммерческими учреждениями за счет грантов Призидента РФ.

6.2. Доходы в денежной или натуральной форме для оплаты питания (до 700 руб. - по РФ и 2 500 руб. - за границей), прожиания, а также стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов и т.п., проводимых некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ.

7. Премии (отечественные и зарубежные) за достижения в сфере образования, культуры, искусства, техники и науки, СМИ по правительственному списку, а также награды, вручаемые региональными высшими должностными лицами за аналогичные достижения.

7.1. Исключен с 2016 года.

8. Одноразовые выплаты (в том числе и матпомощь, натуроплата), производимые:

  • работодателем семье умершего или вышедшего на пенсию (в том числе в связи с гибелью члена семьи) работника (п одробнее см. );
  • из федерального регионального бюджета в виде адресной помощи малоимущим и незащищенным в социальном аспекте слоям населения;
  • работодателем при рождении (взятии под опеку, усыновлении) ребенка в течение 1 года в пределах 50 000 руб.

Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ, узнайте .

8.1. Награда за содействие госорганам в части предупреждения и раскрытия террористических актов, помощь ФСБ и оперативникам.

8.2. Благотворительность.

8.3. Выплаты, связанные с наступлением стихийных бедствий и иного форс-мажора, в том числе и в связи с гибелью родственников из-за таких событий (источники выплат не имеют значения).

8.4. Выплаты пострадавшим от террористических актов в России.

8.5. Единовременная денежная выплата пенсионерам, осуществленная в январе 2017 года.

9. Компенсация работодателями стоимости путевок в санатории, профилактории и прочие санаторно-курортные учреждения (кроме туристических) сотрудникам или членам их семей. Источниками выплат могут быть средства самой организации, бюджетные средства либо деньги религиозных общин или НКО. Подробнее об обложении НДФЛ путевок, предоставленных на работе, читайте .

10. Оплата работодателем медицинских услуг (в том числе медпрепаратов), оказываемых работникам или членам их семей (из средств, которые остаются в распоряжении работодателя после уплаты налога на прибыль, а также средств организаций инвалидов, религиозных и благотворительных обществ). Обязательным условием является соблюдение безналичной формы расчетов либо выдача наличных на руки физлицу-налогоплательщику.

11. Стипендии.

12. Оплата труда от финансируемых из бюджета госучреждений при направлении работников за границу.

13. Доходы от реализации собственноручно выращенного урожая или животноводческой продукции с подсобных хозяйств. Обязательными условиями являются неиспользование наемного труда и непревышение размера земельного участка, установленного для подсобных хозяйств. Для освобождения от налогообложения потребуется справка, выданная органом местного самоуправления (председателем садоводческого кооператива и пр.), подтверждающая происхождение сельхозпродукции.

13.1. Бюджетные выплаты на развитие подсобного хозяйства.

14. Доходы фермеров от сельхоздеятельности в течение первых 5 лет.

14.1. Гранты фермерам на создание хозяйства, стартовое обустройство и на развитие животноводческой фермы.

14.2. Субсидии фермерам.

15. Доходы от реализации заготовок даров леса.

16. Доходы зарегистрированных членов семейных общин среди народов Севера (малочисленных), занятых этническими видами деятельности.

17. Доходы от продажи дичи и пушнины, добытых охотниками.

17.1. Доходы от продажи недвижимости (с определенными ограничениями, установленными ст. 217.1 НК РФ и применяемыми с 2016 года) и движимого имущества, бывшего в собственности больше 3 лет. С 01.01.2019 пункт относится к доходам, полученным от продажи имущества, применявшегося в предпринимательской деятельности. Подробности см. в материале "С 2019 годапродажа части имущества ИП будет льготироваться " . Данный пункт не применяется в отношении доходов, полученных от реализации ценных бумаг.

17.2. Доходы от продажи части в уставном капитале компании, акций, которыми налогоплательщик обладал свыше 5 лет.

17.3. Доходы от продажи физлицами макулатуры.

18. Наследственная масса.

18.1. Имущество, полученное в дар, кроме недвижимости, автотранспорта и ценных бумаг (долей в УК).

19. Доходы акционеров при переоценке активов и в прочих случаях.

20. Спортивные призы.

20.1. Разовые поощрительные выплаты от спортивных некоммерческих организаций (введен 03.07.2016).

20.2. Поощрительные денежные и натуральные выплаты участникам Паралимпиады-2016 (введен 30.11.2016).

21. Плата за обучение.

21.1. Плата за независимую оценку квалификации (введен с 2017 года).

22. Приобретение техсредств для реабилитации инвалидов, в том числе оплата за собак-поводырей, а также для профилактики инвалидности.

23. Награда за клад.

24. Исключен с 2013 года.

25. Проценты по гособлигациям.

26. Благотворительная помощь детям-сиротам, а также из малообеспеченных семей.

27-27.1. Исключены с 2016 года.

28. Любые доходы не более 4 000 руб. в год в виде:

  • подарков от юрлиц и ИП;
  • призов на конкурсах;
  • матпомощи работодателя;
  • возмещения работодателем стоимости лекарств, назначенных лечащим врачом (чеки обязательны);
  • выигрышей в маркетинговых акциях;
  • матпомощи инвалидам.

О необходимости организации учета подобных доходов читайте в материале «Минфин напомнил, что в целях НДФЛ подарки нужно учитывать независимо от их стоимости» .

29. Доходы призывников на военных сборах.

30. Заработок на выборах, референдумах.

31. Выплаты членам профсоюзов за счет внесенных членских взносов.

32. Облигационные выигрыши по госзаймам.

33. Матпомощь и подарки ветеранам, инвалидам ВОВ и их вдовам, труженикам тыла, бывшим военнопленным и узникам в период ВОВ, оказанная за счет:

  • бюджета РФ или средств зарубежного государства — в полной сумме;
  • иных лиц — в размере до 10 000 руб. в год.

34. Доходы семей с детьми в виде господдержки.

35. Бюджетное возмещение на уплату процентов по кредитам.

36. Выплаты из госбюджета или местных бюджетов на строительство (приобретение) жилья.

41. Безвозмездно полученное от государства жилье военнослужащими, а также бесплатно полученная земля или жилье из муниципальной (государственной) собственности.

41.1 Доходы, полученные налогоплательщиком по программе реновации в г.Москве.

42. Компенсация частичной оплаты родителями дошкольников за детсад.

43. Исключен с 2016 года.

44. Обеспечение питанием сезонного рабочего для полевых работ.

45. Доходы в виде оплаты за проезд до места учебы и обратно несовершеннолетним лицам.

46. Доходы пострадавших от стихийных бедствий, терактов в виде услуг по обучению, медуслуг и санаторно-курортному обслуживанию.

47. Безвозмездно предоставленное эфирное время на выборах.

48. Пенсионные накопления.

48.1. Доходы заемщика за счет погашения задолженности по кредитному договору из страхового возмещения.

49-51. Исключены с 2017 года.

52. Имущество, переданное для целевого капитала НКО, которое может быть получено обратно жертвователем при расформировании целевого капитала, отмене пожертвования.

53. Одноразовый платеж за счет пенсионных накоплений.

54. Срочная выплата пенсионных накоплений.

55. Натуроплата в виде предоставляемой туристам экстренной помощи.

56-57. Доходы в рамках подготовки к ФИФА-2018.

58. Дивиденды с учетом положений по исключению двойного налогообложения.

59. Поддержка, оказываемая работодателем в пределах, установленных сертификатом в рамках действия закона о занятости населения.

60. Доходы от ликвидации иностранного юрлица при условии, что процедура ликвидации завершена до 01.03.2019г, а также представления налогоплательщиком заявления с перечнем характеристик полученного имущества.

60.1. Доходы в виде ценных бумаг, полученных физлицом в собственность до 31.12.2019г, от иностранной организации, акционером которой он является, при условии соблюдения ряда ограничений, установленных данным пунктом.

61. Возмещенные судебные расходы.

62. Долги, списываемые при банкротстве (введен с 2016 года).

63. Доходы от продажи имущества при признании банкротом (введен с 2016 года).

64. Компенсационные выплаты вкладчикам при приобретении у них права на вклад (введен с 2016 года).

64.1. Доходы, возникшие у граждан Крыма и Севастополя вследствие прекращения обязательств налогоплательщика в соответствии с законом "Об особенностях погашения..." от 30.12.2015 №422-ФЗ.

65. Доход от реструктуризации долга по ипотеке (введен с 2016 года).

66. Доход от контролируемой иностранной компании при условии его самостоятельного декларирования (введен 15.02.2016).

67. Доход от иностранного юрлица, не связанный с распределением прибыли, в объеме внесенного в нее ранее вклада (введен 15.02.2016).

68. Бонусы, начисляемые активным покупателям (введен с 2017 года).

69. Ежемесячные выплаты ветеранам боевых действий (введен с 2017 года).

70. Доходы физлиц (не являющихся ИП и не привлекающих наемных работников) от услуг по уходу за лицами, нуждающимися в этом, репетиторства, ведению домашнего хозяйства, уборки (введен с 2017 года). Применяется в 2018-2019 годах.

71. Возмещения из средств компенсационного фонда участникам долевого строительства при банкротстве застройщика (действует с 01.01.2018).

72. Доходы налогоплательщиков за период с 01.01.2015 по 01.12.2017, с которых налоговым агентом не был удержан НДФЛ, а сведения о них поданы в ФНС (действует с 29.12.2017). Исключением являются доходы:

  • за выполнение работ, услуг или трудовых обязанностей;
  • в виде дивидендов (процентов);
  • матвыгоды и доходов в натуральной форме, включая подарки;
  • в виде призов и выигрышей.

73. Доходы судей в виде единовременной выплаты для приобретения или строительства жилища.

Облагаются ли алименты подоходным налогом

Вопрос, облагаются ли алименты подоходным налогом, волнует многих граждан, и в Налоговом кодексе дан на него четкий ответ. В соответствии с п. 5 ст. 217 Налогового кодекса алименты, которые получают физлица — плательщики налогов, не облагаются НДФЛ.

Возникновение такого вопроса обусловлено тем, что получение алиментов является довольно распространенным видом дохода для разведенных семей. Алименты удерживаются (добровольно уплачиваются) всегда из доходов, «очищенных» от налогов, т. е. из тех, с которых уже были произведены удержания.

Что изменено в налогообложении доходов от продажи недвижимости с 2016 года

С 2016 года освобождение от уплаты НДФЛ доходов граждан от продажи имущества регулируется по новым правилам. Это связано с появлением в Налоговом кодексе новой статьи 217.1 и изменением текста п. 17.1 ст. 217, которые меняют порядок освобождения от налогообложения доходов, полученных от продажи недвижимости и другого имущества.

В частности, теперь имущество делится на 2 группы:

  • недвижимость или доли в ней;
  • иное имущество, которое находилось в собственности налогоплательщика более 3 лет.

В Налоговый кодекс введено новое понятие — предельный минимальный срок владения недвижимостью (п. 2 ст. 217.1 НК РФ). По НК РФ этот срок имеет 2 значения: 3 года и 5 лет. 3-летний срок обладания недвижимостью при определении дохода, освобожденного от уплаты НДФЛ, устанавливается для ситуаций продажи (п. 3 ст. 217.1 НК РФ):

  • недвижимости либо доли в ней, полученной налогоплательщиком по наследству или в дар от близких родственников;
  • приватизированного имущества;
  • недвижимости, полученной по договору пожизненного содержания покойного иждивенца.

В остальных случаях доходы от продажи недвижимости освобождаются от уплаты НДФЛ после пятилетнего срока обладания этим имуществом (п. 4 ст. 217.1 НК РФ).

Особое внимание уделено стоимости продаваемой недвижимости. Если цена продажи окажется меньше кадастровой стоимости, то налоговая база будет определена как кадастровая стоимость по состоянию на начало года продажи, умноженная на 0,7. Исключение из правил составит продажа объектов, по которым не была определена кадастровая стоимость (п. 5 ст. 217.1 НК РФ).

Введено право субъектов Федерации принимать решения о сокращении 5-летнего срока владения, дающего возможность освободить доход от продажи недвижимости от НДФЛ, и о снижении коэффициента, применяемого к кадастровой стоимости для определения налоговой базы при продаже объекта по цене ниже, чем кадастровая стоимость (п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

Нововведения касаются только тех объектов, которые оказались в собственности у налогоплательщика с 01.01.2016. Для имущества, приобретенного ранее 2016 года, действуют старые правила освобождения недвижимости от НДФЛ: 3-летний срок владения и отсутствие зависимости базы налогообложения от соотношения цены продажи и кадастровой стоимости.

Подробнее о зависимости применяемых правил от года возникновения права собственности читайте в статье «Продажа недвижимости ниже кадастровой стоимости - налоговые последствия» .

Какая сумма доходов иностранцев не облагается налогом

В ст. 215 Налогового кодекса перечислены доходы иностранцев, которые не облагаются НДФЛ. К ним относятся:

  • доходы консулов и дипломатов, а также проживающих вместе с ними на территории РФ членов их семейств (облагаются налогом лишь доходы, которые не связаны с консульской или дипломатической службой и получены на территории России из местных источников);
  • доходы технических работников и обслуживающего персонала диппредставительств в лице иностранных граждан, а также временно проживающих с ними в России членов их семей, за исключением доходов, полученных из других источников в России;
  • доходы работников международных организаций.

Данная статья действует лишь в отношении граждан тех стран, с которыми Россия заключила соответствующие международные договоры об установлении аналогичного порядка для россиян такого же ранга.

Итоги

Налоговым законодательством предусмотрено освобождение доходов физлиц от налогообложения НДФЛ в ряде случаев. Исчерпывающий перечень таких случаев приводится в ст. 217 (для россиян) и ст. 215 (для иностранных граждан) Налогового кодекса. Большая часть позиций, по которым освобождается доход россиян, связана с социальной ориентированностью этого дохода (государственные пособия, компенсационные выплаты, пенсии, платежи за детей, матпомощь). Также освобождение распространяется на доходы крестьянских и личных подсобных хозяйств, доход от продажи даров леса и охотничьих трофеев.

С 2016 года по-новому трактуется обложение НДФЛ при продаже недвижимого имущества. Изменены граничные сроки нахождения этого имущества в собственности продавцов. Кроме того, появилась привязка цены продажи имущества к его кадастровой стоимости для ситуации реализации объекта по цене ниже, чем кадастровая оценка, а у субъектов РФ возникло право на уменьшение основного граничного срока и снижение коэффициента, участвующего в расчете налоговой базы от кадастровой стоимости.

Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами в 2017 году, практически не изменился по сравнению с перечнем, который содержался в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Но некоторые отличия все же есть.

Общий список выплат, не облагаемых страховыми взносами

Перечень выплат и вознаграждений, которые не облагаются страховыми взносами, перечислен в статье 422 Налогового кодекса (до 2017 года – в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). К ним, в частности, относят следующие выплаты.

1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  • пособие по беременности и родам;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • пособие по безработице;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • социальное пособие на погребение и др.

Обратите внимание

К таким пособиям не относятся суммы доплаты работникам до фактического заработка по больничным листам за счет средств организации, устанавливаемые коллективным договором.

2. Все виды компенсационных выплат, установленных федеральным законодательством, законами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления в пределах норм, связанных:

  • с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья (кроме морального вреда);
  • с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг (работникам образования, военнослужащим, судьям, работникам прокуратуры, работникам-вахтовикам), питания и продуктов (на работах с вредными условиями труда), топлива или соответствующего денежного возмещения (работникам угольной промышленности);

Обратите внимание

Все выплаты, превышающие государственную норму или установленные коллективным или трудовым договором, облагаются страховыми взносами. К примеру, оплата стоимости жилья для иногороднего сотрудника. Несмотря на то что их, как правило, называют «компенсационными», таковыми они не являются.

  • с оплатой стоимости, выдачей или выплатой денег взамен полагающегося натурального довольствия (бесплатное питание членам экипажей судов в пределах норм, установленных постановлениями Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 628 и от 7 декабря 2001 г. № 861);
  • с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, которые получают спортсмены и работники физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях и спортивные судьи во время участия в спортивных соревнованиях;
  • с увольнением работников (например, компенсация руководителю организации в случае прекращения с ним трудового договора на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ), за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

Обратите внимание

При увольнении по соглашению сторон выходное пособие, выплачиваемое работнику в силу условий трудового договора, облагается страховыми взносами (письмо Минздравсоцразвития РФ от 26 мая 2010 г. № 1343-19).

Суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, облагаются страховыми взносами.

  • с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, предусмотренные главой 26 Трудового кодекса.

Обратите внимание

К таким выплатам не относится средняя заработная плата, выплачиваемая работнику при повышении квалификации с отрывом от работы (письмо Минздравсоцразвития РФ от 7 мая 2010 г. № 10-4/325233-19);

  • с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по гражданско-правовым договорам (например, возмещение стоимости проезда, оплата проживания исполнителю – при необходимости и документальном подтверждении);
  • с трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации (выплаты согласно ст. 178 ТК РФ: выходное пособие, средний месячный заработок за два месяца периода трудоустройства, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен в течение этих месяцев);
  • с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность. Исключение: денежные выплаты за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат «за молоко»; выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и выплаты в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов на международных рейсах; компенсационная выплата за неиспользованный отпуск, выплачиваемая взамен части основного отпуска, превышающей 28 календарных дней (согласно ст. 126 ТК РФ).

3. Материальная помощь:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории России;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи – супругов, родителей, детей, усыновителей и усыновленных (ст. 2 Семейного кодекса);
  • работникам при рождении (усыновлении / удочерении) ребенка – в течение первого года после рождения (усыновления / удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

4. Доходы членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации предметов традиционных промыслов.

5. Страховые платежи (взносы) по договорам:

  • добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
  • на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности;
  • добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
  • негосударственного пенсионного обеспечения.

Обратите внимание

Страховые премии по договорам добровольного личного страхования в пользу членов семьи работника и других лиц, не являющихся сотрудниками организации, так же не облагаются страховыми взносами, так как они производятся не на основании трудовых и гражданско-правовых договоров и не облогаются страховыми взносами.

6. Суммы взносов, уплаченные работодателем в пользу работника в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Ограничение – не более 12 000 рублей в год в расчете на одного работника.

7. Суммы взносов работодателей, уплачиваемые в соответствии с законодательством о дополнительном социальном обеспечении (дающие право на ежемесячную доплату к пенсии) отдельных категорий работников:

  • в угольной промышленности (непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, горнорабочих очистных забоев, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин) – для организаций, указанных в постановлении Правительства РФ от 11 октября 2010 года № 798;
  • членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (список должностей утвержден постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155).

8. Стоимость проезда сотрудников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска и обратно, а также стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов (на основании трудовых и (или) коллективных договоров). Кроме того, не облагается страховыми взносами стоимость проезда или перелета таких работников (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов) в случае проведения отпуска за рубежом.

Обратите внимание

При заграничном отпуске не облагается страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу России, то есть только в направлении «туда».

9. Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на выборные государственные должности.

10. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством, если она выдается им во временное пользование, ее стоимость числится на балансе организации, выдается для использования только на работе при выполнении трудовых функций и сдается работниками при увольнении (то есть право собственности на одежду остается у компании).

11. Стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством отдельным категориям работников: судьям – оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно; студентам, обучающимся по заочной форме в государственных аккредитованных вузах, – оплата проезда один раз в учебном году к месту выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

12. Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не более 4000 рублей на одного работника за расчетный период.

13. Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников (как правило, по инициативе работодателя).

14. Суммы, выплачиваемые работникам на возмещение затрат по уплате процентов по заемным средствам, полученным ими на приобретение и (или) строительство жилого помещения (без ограничений по сумме).

15. Суммы денежного довольствия и иных выплат, получаемые в соответствии с законодательством:

  • военнослужащими;
  • лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел России, федеральной противопожарной службы;
  • лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи;
  • сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

16. Суммы выплат и иных вознаграждений по договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России.

Обратите внимание

С 1 января 2015 года выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории России (кроме высококвалифицированных специалистов), облагаются пенсионными страховыми взносами независимо от продолжительности трудовых отношений. Страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности в пользу указанных работников начисляются по тарифу 1,8%, что при условии уплаты работодателем этих взносов не менее чем за шесть месяцев дает им право на больничный лист и получение пособий (кроме нетрудоспособности по беременности и родам).

Тариф для исчисления взноса на ОПС равен тарифу, установленному для граждан России на финансирование страховой пенсии, и не зависит от года рождения указанных застрахованных лиц – иностранцев.

17. Выплаты при командировках как в пределах, так и за пределами территории России:

  • суточные (в размере, установленном коллективным договором). С 1 января 2017 года не выплачивать страховые взносы можно только с суммы не более 700 рублей для командировок по России и с суммы не более 2500 рублей для заграничных командировок (п. 2 ст. 422 НК РФ);
  • фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно;
  • сборы за услуги аэропортов (кроме услуг VIP-залов);
  • комиссионные сборы;
  • расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок;
  • расходы на провоз багажа;
  • расходы по найму жилого помещения;
  • расходы на оплату услуг связи;
  • сборы за оформление и регистрацию служебного загранпаспорта;
  • визовые сборы;
  • расходы при обменных операциях с наличной иностранной валютой.

Обратите внимание

Расходы по найму жилого помещения во время командировки облагаются страховыми взносами, если работник не предоставил подтверждающие оплату жилья документы.

18. Выплаты прокурорам, следователям, судьям федеральных судов и мировым судьям в части взносов на обязательное пенсионное страхование.

19. Выплаты в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым или гражданско-правовым договорам, в части взносов на обязательное пенсионное страхование.

Обратите внимание

Студенческий отряд должен быть включен в реестр (федеральный или региональный) молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

20. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства в части взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Не подлежат обложению страховыми взносами выплаты, перечень которых закреплен в законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ и других нормативных актах. О том, что , расскажем в данной статье.

По каким причинам вознаграждения физическим лицам не облагаются страховыми взносами

Вознаграждения в пользу физических лиц не подлежат обложению страховым взносами по разным причинам. Некоторые просто не являются объектом обложения, а некоторые были специально освобождены от обложения взносами законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — закон № 212-ФЗ).

Однако с такими выплатами следует быть крайне осмотрительными, поскольку неначисление взносов грозит повышенным вниманием со стороны контролирующих органов и последующей выездной проверкой (приложение к письму ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010).

Также отметим, что есть выплаты, на которые страховые взносы не начисляются совсем, а есть такие, которые облагаются взносами лишь в некоторые фонды.

Разберем, с каких выплат не исчисляются взносы на социальное страхование.

Оплачен не труд — страховые взносы не начисляются

Если выплаты работнику или физическому лицу не связаны с его трудовой деятельностью или выполнением обязанностей по трудовому, гражданско-правовому, авторскому, лицензионному договору, то страховыми взносами они не облагаются. Это следует из ч. 1 ст. 7 закона № 212-ФЗ. Приведем примеры подобных выплат:

  • вознаграждение за исполнение функций председателя президиума коллегии адвокатов либо его заместителя;

Облагаются ли взносами вознаграждения членам совета директоров - см. .

  • кооперативные выплаты пайщикам потребительского кооператива;
  • материальная помощь семье умершего работника;
  • оплата труда, начисленная после смерти работника.

Выплаты по каким договорам не должны облагаться страховыми взносами

При заключении договоров о переходе права собственности на имущество или о передаче имущества в пользование выплаты по таким договорам не являются объектом обложения страховыми взносами. Это могут быть договоры купли-продажи, аренды имущества, займа. Таким образом, не облагаются взносами:

  • проценты, получаемые работником по условиям договора займа, заключенного между ним и организацией;
  • материальная выгода от экономии на процентах, если по условиям договора заем, выданный работнику, является беспроцентным;
  • возвращаемый по договорам заем или части займа;
  • дар, передаваемый на основании договора дарения.

Следует учитывать, что если в случае выдачи займа организацией своему сотруднику часть долга будет прощена, то она уже будет облагаться страховыми взносами (письма Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 № 1283-19, от 17.05.2010 № 1212-19, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Если условиями договоров, перечисленных выше, предусмотрено также оказание услуг (например, договор аренды автомобиля сопровождается предоставлением водительских услуг), то по сумме оказанных услуг могут возникнуть вопросы.

Раньше чиновники считали, что оплата подобных услуг должна облагаться ЕСН (письмо Минфина России от 14.07.2008 № 03-04-06-02/73). А поскольку страховые взносы, по сути, заменили единый социальный налог, то вероятность того, что позиция чиновников останется прежней, достаточно велика.

Платите иностранным гражданам? Взносы можно не начислять

Ст. 7 закона № 212-ФЗ освобождает выплаты, производимые в пользу иностранцев или лиц без гражданства, от начисления страховых взносов, если эти лица:

  • выполняют обязанности по трудовым договорам в обособленном подразделении российской компании за рубежом (ч. 4);
  • заключают с российской компанией либо гражданско-правовые договоры, либо договоры на оказание услуг и обеспечивают их выполнение за пределами России (ч. 4);
  • являются участниками и членами жюри XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (п. 9).

Компенсируя расходы на благотворительность, взносы можно не начислять

Если с лицом согласно ст. 7.1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ заключен гражданско-правовой договор, направленный на оказание благотворительной помощи, то компенсация расходов, понесенных добровольцем, не подлежит обложению страховыми взносами . Это следует из ч. 5 ст. 7 закона № 212-ФЗ.

Но есть исключение, касающееся расходов на питание. В случае если размер данных расходов превысит норму суточных, определенную п. 3 ст. 217 НК РФ, то с части превышения нужно будет исчислить взносы.

Выплаты, связанные с организацией и проведением Олимпиады и Паралимпиады 2014 года, не облагаются страховыми взносами

В связи с проведением и организацией XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи волонтеры, выполняющие свои обязанности по гражданско-правовым договорам, несут определенные расходы, возмещение которых не подлежит обложению страховыми взносами согласно чч. 6 и 7 ст. 7 закона № 212-ФЗ.

Нормы закона, касающиеся Олимпиады и Паралимпиады 2014 года, применимы на период с 01.01.2011 по 31.12.2016.

К указанным расходам относятся:

  • расходы, понесенные при оформлении либо выдаче виз, приглашений и других подобных документов;
  • затраты на проезд, проживание, питание, обучение, связь и транспортное обеспечение;
  • расходы на лингвистическое сопровождение;
  • стоимость сувениров с символикой Олимпиады и Паралимпиады, проводимых в Сочи в 2014 году.

Кроме того, не подлежат обложению страховыми взносами суммы страховых премий по договорам страхования, которые заключались в пользу указанных лиц.

Выплаты, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, не будут облагаться взносами

Начиная с 07.06.2013 суммы, выплачиваемые в связи с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (ч. 8 ст. 7 закона № 212-ФЗ, ст. 56, ч. 1 ст. 58 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 № 108-ФЗ), освобождаются от обложения страховыми взносами.

Такими выплатами являются:

  • вознаграждения иностранцам и лицам без гражданства в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), заключенных с FIFA ((Federation Internationale de Football Association), организационным комитетом «Россия-2018» и дочерними компаниями указанных организаций;
  • возмещение следующих расходов волонтеров, понесенных ими при выполнении обязанностей по гражданско-правовым договорам, заключенным с FIFA, организационным комитетом «Россия-2018» и их дочерними организациями:
    • расходы по оформлению и выдаче виз либо приглашений;
    • затраты на проезд, проживание, еду, спортивную экипировку, обучение, связь, транспортное обеспечение, лингвистическое сопровождение;
    • стоимость сувениров с символикой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Что освобождено законом № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами

В ст. 9 закона № 212-ФЗ определен перечень выплат физическим лицам, прямо освобожденных от обложения взносами.

К таким выплатам относятся:

  • государственные пособия, включая пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком;

О том, какие изменения в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов, вносятся в порядок расчета больничных, читайте в материале .

  • командировочные расходы, в том числе суточные;
  • расходы членов совета директоров, связанные с участием в его заседании;
  • возмещение расходов работника, понесенных им при выполнении обязанностей по трудовому или гражданско-правовому договору; при этом согласно абз. 2, 3 подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 закона № 212-ФЗ страховые взносы должны быть начислены:
    • на выплаты за работу в тяжелых или вредных условиях (кроме компенсации стоимости молока и других равнозначных продуктов);
    • суммы, выдаваемые в иностранной валюте вместо суточных членам экипажей судов дальнего плавания и воздушных судов, совершающих международные рейсы;
  • компенсация затрат сотрудника на выплату процентов по кредиту, связанному с приобретением или строительством жилья;
  • компенсации, выплачиваемые при увольнении работника и установленные законодательно (исключение составляет компенсация за неиспользованный отпуск, с которой страховые взносы должны быть рассчитаны). См. также «Компенсации за досрочное расторжение трудового договора взносами не облагаются» ;
  • предусмотренное законом возмещение расходов работника на профессиональную подготовку или переподготовку, а также повышение квалификации;
  • материальная помощь, выплачиваемая единовременно при рождении ребенка и не превышающая 50 000 руб. на одного ребенка;
  • материальная помощь, не превышающая 4 000 руб. в год на одного работника;
  • любые вознаграждения по гражданско-правовым и авторским договорам, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим статус временно пребывающих в Российской Федерации;
  • выплаты, произведенные в рамках трудовых договоров высококвалифицированным иностранным специалистам, временно пребывающим на территории РФ.

Выплаты, произведенные до 31.12.2014 по срочным трудовым договорам со сроком действия не более 6 месяцев в течение календарного года иностранцам и лицам без гражданства, не являющимся высококвалифицированными специалистами, временно пребывающим в Российской Федерации, не облагались страховыми взносами. Однако с 01.01.2015 срок, на который заключены такие договоры, перестал иметь значение, поэтому обложению подлежат все выплаты независимо от срока договора.

С января 2017 года в Налоговом кодексе появилась гл. 34 «Страховые взносы». Администрирование страховых взносов (далее - взносы) передано налоговым органам и все основные принципы НК стали распространяться и на взносы. Главное: изменилась отчетность и реквизиты получателя в платежных поручениях на уплату взносов - получателем платежей вместо фондов стали ИФНС.

С 1 января 2017 года законодательство о налогах и сборах не применяется (п.3 ст.2 НК РФ) только в отношении:

  • взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • для неработающего населения - взносов на обязательное медицинское страхование.

Эти платежи остались под контролем соответственно ФСС России и ПФР.

Отчетность

Изменения коснулись отчетных форм:

Название отчета

Куда сдается

4-ФСС (Расчет по средствам ФСС РФ)

ФСС

Расчет по страховым взносам (ЕРСВ)

Налоговая служба

Плательщики страховых взносов

Плательщиков-страхователей Налоговый кодекс делит на две группы:

  1. субъекты производящие выплаты физическим лицам;
  2. субъекты не производящие выплаты физическим лицам.

К первой группе относятся:

  • организации;
  • ИП;
  • физ. лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Вторая группа:

  • ИП;
  • занимающиеся частной практикой самостоятельно, без привлечения наемных сотрудников (адвокаты, медиаторы, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица).

Объект обложения страховыми взносами

Объектом обложения взносами признаются любые выплаты в пользу физических лиц в рамках договоров:

  • трудовых;
  • выполнения работ, оказания услуг;
  • авторского заказа;
  • об отчуждении исключительного права на произведения (лицензионные договоры).

Не начисляют страховые взносы в случае получения дохода от:

  • договоров от реализации имущества (перехода права собственности на имущество или иных вещных прав);
  • договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав);
  • трудовых договоров и договоров оказания услуг (выполнения работ), заключенными с иностранным гражданам, или лицам без гражданства, которые ведут свою деятельность за пределами России;
  • выплат добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров (ФЗ от 11.08.1995г. № 135-ФЗ), направленных на возмещение расходов, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК;
  • трудовых договоров и договоров оказания услуг, которыми предусмотрены выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства за участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.2013г. № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2017г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

База обложения

База для исчисления страховых взносов определяется ежемесячно нарастающим итогом с начала года, отдельно по каждому физическому лицу, за исключением сумм, которые не подлежат обложению. Для плательщиков, которые осуществляют выплату физическим лицам, предусмотрено понятие предельной величины.

По достижении этой величины уплата взносов изменяется, или прекращается совсем.

Предельные величины базы в 2017 году установлены Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2016 г. № 1255 и составляют:

Выплаты, освобожденные от страховых взносов

Работодатели и другие страхователи не должны начислять и перечислять в бюджет страховые взносы, в случае если они выплачивают вознаграждения застрахованным гражданам в виде:

  • материальной помощи от работодателя в пределах 4 000 рублей на одного работника в год;
  • расходов на командировку в виде суточных и других выплат, предусмотренных п.3 ст. 217 НК РФ, ст. 168 ТК РФ;
  • государственных пособий;
  • компенсаций, но только в пределах норм, установленных законодательством РФ;
  • единовременной материальной помощи в строго определенных случаях (например в связи со смертью родственника, стихийным бедствием, усыновлением ребенка);
  • компенсаций страховых платежей по договорам обязательного страхования работников, добровольного страхования жизни или причинения вреда здоровью;
  • обеспечение работников медицинской помощью по договорам ДМС со сроком действия не менее года;
  • по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • компенсации стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • выплаты за исполнение гражданами работ в избирательных комиссиях и фондах кандидатов в депутаты, в Президенты РФ или на должность главы МО;
  • стоимости форменной одежды, положенной по закону;
  • стоимости льготного проезда по закону;
  • оплаты за работника его дополнительного профессионального образования;
  • возмещения процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

Кроме того, освобождены от обложения доходы членов зарегистрированных семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которые они получают от реализации продукции при ведении традиционных видов промысла. Исключение составляет только заработная плата, если ее получают члены таких общин.

Отдельные исключения действуют также для отдельных видов страховых взносов. В частности, в базу для исчисления взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование),не включаются выплаты и иные вознаграждения получаемые прокурорами, следователями, судьями федеральных судов и мировыми судьями, а также студентами профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах.

От взносов на случай ВНиМ (обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) освобождены любые вознаграждения, которые выплачиваются в пользу физлиц по договорам гражданско-правового характера. Кроме того, такие взносы не платят граждане без статуса ИП, если получают выплаты указанные в п. 70 ст. 217 НК, а именно доходы за оказание им услуг другим для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Это является частью так называемых налоговых каникул для самозанятых граждан.

Тарифы страховых взносов до 2019 года

ОПС

ВНиМ

ОМС

В пределах предельной величины базы

С превышения предельной величины базы

В пределах предельной величины базы

С превышения предельной величины базы

Трудовые договоры

22%

10%

2,9%

0,0%

5,1%

Договоры гражданско-правового действия (в т.ч. договоры авторские, лицензионные)

0,0%

0,0%

Порядок исчисления и уплаты

Учет ведется в отношении каждого физического лица в рублях и копейках. Плательщики ежемесячно рассчитывают и уплачивают сумму в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Важно! Сумма социальных взносов уменьшается на расходы произведенным в пользу работников по страховым случаям, определяемым законом от 29.12.2006г. № 255-ФЗ.

К страховым случаям, определяемым как случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относят:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность и роды;
  • рождение ребенка (детей);
  • уход за ребенком до 1,5 лет;
  • смерть застрахованного лица или несовершенолетнего члена семьи.

Если сумма расходов по страховым случаям, определяемым законом № 255-ФЗ превышает сумму расчитанных взносов за период, то разница подлежит зачету (возврату организации (ИП)) налоговым органом.

Пример заполненных платежных поручений с базы в 800 тысяч руб.:

Взносы на ОПС (без дополнительного тарифа)

Предельная база для расчета взносов ОПС в 2017 году составляет 876 000 рублей, сумма в примере будет облагаться 22%, т.к. ни по одному физ. лицу не было превышения.

Для расчета взносов по ОПС будут учтены все суммы, которые определены для рассчета, исключая необлагаемые выплаты (ст. 422 НК РФ). В июне 2017г. производились выплаты больничного листа на сумму 3 265,15 рублей, При определении базы для расчета взносов больничные и прочие аналогичные выплаты уменьшают расчетную базу.

База для расчета взносов на ОПС = Все выплаты в пользу работников - Выплаты (необлагаемые, согласно ст. 422 НК РФ)

База для расчета взносов = 800 000,00 - 3 265,15 = 796 734,85 руб.

Расчет взносов ОПС за июнь:

796 734,85 х 22: 100 = 175 281,67 - сумма взносов за июнь 2017г.;

140 081,67 – было уплачено до окончания отчетного месяца,

175 281,67 – 140 801,67 = 35 200,00 – остаток платежа по взносам на ОПС за июнь 2017.

Взносы на ВНиМ

Предельная база для расчета ВНиМ составляет в 2017 году сумму 755 000,00. Расчетная база июня 2017г. 800 000,00 рублей, превышения по физическим лицам не произошло.

ВНиМ = (База для налогообложения (учитывается предельная сумма по каждому физлицу) - Расходы (в рамках закона № 255-ФЗ)) х 2,9: 100 = Платеж

Больничный лист в июне 2017г. - 3 265,15 рублей.

Расчет взносов в ФСС за июнь:

Исчисленные взносы на ВНиМ (800 000 - 3 265,15) х 2,9:100 = 796 734,85 х 0,029 = 23 105,31 руб.

Сумма переплаты в прошлых периодах 8 068,46 рублей.

ВНиМ (2,9%, платеж уменьшен на сумму расходов по больничному листу). = 23 105,31 (взносы ВНиМ) - 8 068,46 (переплата) = 15 036,85 руб.;

На эту сумму специалист составит платежное поручение для уплаты ВНиМ в бюджет.

Взносы на ОМС

Для ОМС не определена предельная величина для расчета взносов. Расчет взносов по ОМС будут учтены все суммы, которые определены для рассчета, исключая необлагаемые выплаты (ст. 422 НК РФ). База для расчета взносов рассчитана также, как было сделано выше.

(800 000,00 - 3 265,15) х 5,1: 100 =796 734,85 х 0,051 = 40 633,48 руб. (взносы на ОМС)

Сумма 6 152,48 руб. была уплачена до окончания июня 2017г.,

40 633,48 - 6 152,48 = 34 481,00 руб. – сумма, подлежащая уплате на ОМС за июнь 2017.