Налог на депозит и его размеры. Надо платить налоги по процентам если ИП держит деньги на депозите? Какие виды вкладов облагаются
В материале «Налог на депозит и его размеры. Надо платить налоги по процентам если ИП держит деньги на депозите? Какие виды вкладов облагаются» подробно разобраны основные аспекты темы и практические варианты, которые можно применить на деле. Мы собрали последовательные рекомендации, понятные пояснения и важные нюансы без лишней теории.
Перед началом работы ознакомьтесь со структурой статьи и переходите к нужному разделу.

Содержание статьи
Главное по теме
Индивидуальный предприниматель (ИП) может вести свой бизнес без образования юридического лица. За ведение своей деятельности ИП оплачивает обязательные налоги в соответствующие госструктуры (Налоговую службу, Пенсионный Фонд). Предприниматели являются одной из ячеек малого бизнеса. Их деятельность не привлекает особого внимания, но она вносит вклад в развитие страны в целом. Правительство страны старается поддерживать этот сегмент. Для этого разрабатываются налоговые льготы, что облегчает ведение бизнеса. Сейчас существует несколько систем налогообложения ИП. Одной из самых распространенных является упрощенная система (УСН или «упрощенка»), когда бизнесмен уплачивает 6%-ный налог от своего дохода.
По своей сути, предприниматель является обычным человеком с заботами физического лица, поэтому одной из задач возникает – куда вложить свободные средства для получения дополнительного дохода? В этом случае на помощь приходят банковские организации. Как любой другой человек, предприниматель может открывать в банках депозитные счета и хранить на них свои сбережения. Тогда возникает вопрос, а нужно ли оплачивать налоги с прибыли, полученной от размещения денег на банковских депозитах? Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Как ИП может открыть депозит?
Согласно действующему законодательству, индивидуальный предприниматель может открывать вклад с указанием своего бизнес-статуса, так и без него, как физ.лицо.
Если ИП решает открывать вклад, как физическое лицо, то процедура открытия будет стандартной. Ему достаточно подойти в отделение, предъявить свой паспорт и денежные средства. Договор заключается в тот же день с открытием депозитного счета. Вклад будет застрахован до 1,4 млн.руб.
Если бизнесмен открывает депозит, как ИП, то ему нужно будет предъявить, кроме паспорта, документы, подтверждающие государственную регистрацию в качестве ИП и свидетельство о постановке на учет в налоговые органы. В этом случае открывается расчетный счет, который будет действовать, как депозитный. Программы вложения денег у каждого банка свои, однако, здесь существуют некоторые нюансы, например, невозможность досрочного расторжения договора вклада, лимиты на внесение и снятие, суммы оборотов по счету и проч.
Страхование вкладов ИП.
Согласно правилам АСВ, страхованию подлежат средства на депозитных рублевых счетах до 1,4 млн. руб., а также средства, находящиеся на счетах ИП. Валютные счета застрахованы в сумме, эквивалентной 1,4 млн. рублей.
Налогообложение вкладов ИП.
Согласно статье НК России №346, ИП, использующий упрощенную систему исчисления налогов, должен добавлять в свою доходную базу прибыль от предпринимательной деятельности и внереализационную прибыль. К внереализационной прибыли относятся, по ст.250 НК, проценты, полученные, согласно условиям депозитного договора. Таким образом, доход, полученный от вложения свободных финансовых средств во вклад, подлежит обложению налогом по ставке 6%. Однако, здесь момент, который нужно учитывать при включении процентов от депозита базу УСН: в налоговую базу не будет входить та сумма, которая уже облагается налогом на прибыль физлица по ст. 224 НК РФ.
НДФЛ облагаются полученные проценты, в случае, если ставка по рублевому вкладу превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ на 5%, и если ставка по валютному вкладу превышает 9%. (с 15.12.2014 г. по 31.12.2015 г. налоговая льгота для рублевых депозитов составляет СР+10%, т.е. если процент по вкладу не превышает 18,25%, то этот доход не подлежит налогообложению). Налоговая ставка на процентный доход составит 35%.
Пример, если вклад открыт под 21% (льгота 18,25%), то налог нужно будет уплачивать с разницы, которая составит 2,75% (до 31.12.2015)
Если срок вклада заканчивается после 31.12.2015 г., то налог нужно будет уплатить с разницы 7,75%, т.к. уже будет действовать льгота 13,25%.
Расчет и уплата НДФЛ происходит в момент выплаты процентного дохода. Самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДФЛ вкладчику не нужно – он уже получит свой доход с учетом налогов. Налоговая служба возложила эту функцию расчета и уплаты на банк.
Со всего остального дохода, который не подлежит к обложению НДФЛ, ИП уплачивает стандартный налог 6% при применении УСН, если депозитный счет открыт с указанием бизнес-статуса. Исчисленная сумма депозитного дохода будет входить во внереализационные доходы, которые ИП будет отражать в налоговой декларации.
Если ИП заключил депозитный договор, как физическое лицо, без указания регистрации предпринимателя, то полученный им доход подлежит обложению НДФЛ в части превышения процентной ставки СР+5%. Остальная процентная прибыль уже не будет входить в налоговую базу по УСН.
Каким образом действует налогообложение банковских вкладов. Кто платит данный налог и на какие депозиты он распространяется.
Депозиты в банках – это самый распространенный способ инвестирования свободных средств для жителей России. Подобный финансовый инструмент позволяет приумножить отложенные деньги.
Каждый россиянин знает: с любого дохода необходимо определенную часть заплатить государству. Но кода дело доходит до депозитных программ, про налогообложение вкладов многие забывают. Это можно объяснить тем, что вопрос с отчислением средств полностью лежит на банке клиента.
Далеко не каждый вкладчик кредитной организации знает либо помнит, что необходимо платить налоги по вкладам. Однако эта информация является очень важной. Если клиент знает, как осуществляются налоговые отчисления от депозитных доходов, то он имеет возможность принять оптимальное решение относительно размещения временно свободных средств на вкладе.
Хранение денег в банках на депозите – это разновидность пассивного инвестирования. Самое главное преимущество – минимум действия с вашей стороны относительно капитала, который был инвестирован. Проценты, полученные клиентом, облагаются налогом, при этом налоговый агент – это сама кредитная организация, именно на ней лежит необходимость проведения соответствующих операций.
Удержание налогов
В российском законодательстве указано: платить подоходный налог должны физлица, который являются резидентами страны. Также от обязательных отчислений не смогут отказаться и нерезиденты, если их доходы связаны с Россией. Проценты, полученные по банковским депозитным программам, не всегда облагаются НДФЛ. Налоги по вкладам будут платить физлица, деньги которых лежат в банке в рублях, при одном условии: если проценты по вкладам выше, чем ставка рефинансирования Центробанка (8,25%), на 10%.

Следует отметить, что ранее к этому показателю прибавляли вдвое меньше – 5%. Однако затем ЦБ РФ принял решение повысить ключевую ставку, из-за чего российские кредитные организации начала поднимать проценты по своим депозитным программам. Это значит, что большая часть населения вынуждена была бы отдавать стране более чем треть от этого дохода. Однако физлицам стоит помнить: данная мера является временной, она действует только до конца текущего года.
Что касается валютных инвестиций, то в этом плане условия остались прежними: налогом облагаются только те депозиты, доходность по которым превышает 9%.
Основа для определения дохода – это эффективная процентная ставка. Это значит, что есть некоторые различия в налогообложении, где есть капитализация и где есть простые проценты. В том случае, когда средства размещаются не более чем на 3 года, идет учет ставки на то время, когда был подписан договор.
Отчисления в налоговую службу проводятся каждый раз, когда клиенту выплачивается доход. Это может происходить каждый месяц либо по истечению срока действия соглашения. Нерезиденты платят 30%, резиденты – на 5% больше.
НДФЛ с банковских вкладов должна рассчитывать, удерживать, а также перечислять в бюджет непосредственно банковская организация.
Нередко она предлагает своим вкладчикам использовать особые калькуляторы. С их помощью можно провести расчет получаемой прибыли и суммы налоговых отчислений.
Физлица, которые получают доходы от инвестиций, должны в обязательном порядке указывать, сколько было с них удержано, когда подают декларацию в налоговую согласно форме 3-НДФЛ. Для каждого клиента, положившего свои деньги в банк, предоставляет справка. В ней указывается база налогообложения, а также размер налога, который был удержан. В этой бумаге не отражается размер капитала, который был инвестирован. Такую справку можно получить по письменному заявлению.
Особые случаи
Если физлицо инвестировало свои средства в банковскую организацию другого государства, то следует определить, есть ли между РФ и этой страной особое соглашение, позволяющее избежать двойного налогообложения. Если подобное соглашение существует, то у клиента есть возможность указать, в чей бюджет он хочет отчислять налог.

В том случае, если подобный выбор не был сделан, то обязательные налоговые платежи будут производиться согласно законам государства, где находится банк. Позже его клиент вправе попросить вернуть уплаченные налоги, чтобы заплатить их на территории РФ.
Если подобного соглашения между государствами нет, то, возможно, придется 2 раза платить за пассивный доход.
Иногда возникают сложности, если происходит смена базы налогообложения. Так происходит, если:
- изменилась ставка рефинансирования ЦБ;
- поменялась сумма вложенных средств, что может быть связано с капитализацией.
В подобных ситуациях налог взимается после того, как изменилась ставка, его сумма – после изменений, которые произошли с базой налогообложения.
Если физлицо досрочно закрывает вклад и его доход пересчитывается по низкой ставке, то налог больше не удерживается. Те деньги, которые к тому времени были перечислены в бюджет, могут быть возвращены, если вы напишите заявление. В таком случае деньги будут перечислены на текущий счет.

Следует также учитывать, что налогообложение депозитов юридических лиц производится совершенно по-другому. Прибыль, получаемая юридическими лицами от банковских вкладов, подпадает под категорию доходов от внереализационных операций, в зависимости от того, находится ли данное юридическое лицо на упрощенной или общей схеме налогообложения.
Следует заметить, что хотя налог с депозитов физических лиц уменьшает потенциальную сумму прибыли вкладчика, банковские вклады с высокими процентами все равно остаются одними из самых привлекательных, а также надежных способов инвестирования собственного капитала.
Налогом облагается любой доход гражданина РФ, полученный как в России, так и вне её пределов, так и доход иностранца полученный в пределах России и называется он — НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Размещая денежные средства на депозите банка, владелец вклада извлекает доход и обязан уплатить налог с процентов по вкладам. Не каждый вкладчик задумывается об этой обязанности.
Как следует из ст. 214.2 Налогового кодекса РФ, под налогообложение подпадают доходы с процентов от размещения средств на депозитах при:
- размещении вклада в валюте, где процентная ставка выше 9% годовых;
- размещении вклада в рублях, где процентная ставка на 5 процентных пунктов больше ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ
С 14.09.2012 по 31.12.2015 года она составляет 8,25%, с 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ и до 13.06.2016 года она составляла 11%, с 14.06.2016 года размер ставки 10,5%.
Ставка налогообложения по вкладам
При условии, что доходы по вкладу подлежат налогообложению, владелец вклада уплачивает НДФЛ с части дохода, учитывая два различных варианта:
- Если владелец вклада — налоговый резидент РФ, ставка налога составит 35%.
- Если владелец вклада — нерезидент , ставка составит 30%.
Налог с процентов по вкладам в 2015 году
Законом № 462-ФЗ от 29.12.2014 освобождались в 2015 году от НДФЛ доходы граждан, полученные по банковским вкладам со ставкой, меньше ставки рефинансирования Центрального банка РФ (как было выше отмечено, данная ставка в 2015 году составляла 8.25%) увеличенной на 10 процентов.
Следовательно, на основании указанного Закона до 31.12.2015 года вклады со ставкой в процентах, не превышающей 18.25% годовых, не облагались НДФЛ.
Налогообложение банковских вкладов в рублях в 2016 году
Налогообложение доходов по депозитам в 2016 году рассчитывается следующим образом: будут облагаться налогом рублевые вклады, у которых годовая процентная ставка более 15,5%.
Следовательно, льготный период 2015 года не продлился на 2016 год и налог будет взиматься с каждого вклада, доходность по которому выше ставки рефинансирования как минимум на 5%. С 16.06.2016 величина ставки рефинансирования 10,5%.
Впрочем, вероятность найти условия по вкладу со ставкой более 15,5% годовых в 2016 году ничтожна мала.
Налогообложение валютных вкладов
Валютные вклады в России
Для расчета НДФЛ по вкладам в валюте необходимо сделать пересчет доходов в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на момент получения доходов по факту.
Ситуация с валютными вкладами значительно проще, касаемо вкладов размещенных в банках в пределах Российской Федерации. Налогом облагаются доходы по валютным вкладам с годовой ставкой превышающей 9%. Но подобные условия размещения средств в настоящее время банки не предлагают.
Валютные вклады за рубежом
Кто платит НДФЛ по вкладам?
Неудивительно, что зачастую вкладчики и не знают о налогообложении вкладов физических лиц, не знают, облагаются ли проценты по вкладу налогом, нужно ли платить налоги с вкладов, ведь российское налоговое законодательство перекладывает функции налогового агента на банк. Банк самостоятельно удерживает из суммы доходов по вкладу налог с процентов по вкладам физических лиц. А владелец вклада самостоятельно данный налог не платит: ему выдаются проценты по вкладу за минусом налога.
При размещении депозита на банковском счету, следует понимать, что данная процедура предполагает получение выгоды.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
А значит, нужно будет отчислять государству налоговую составляющую. Какой налог на депозит (вклад) в 2019 году?
Здесь существует несколько нюансов в вычислениях и расчетах. И с ними стоит разобрать заранее, чтобы прибыль по сбережениям была как можно больше.
Главные аспекты
Налогами могут облагаться доходы от депозитов как физических, так и юридических лиц.
Поэтому перед оформлением любого из видов вкладов следует опираться на несколько показателей:
Стоит понимать, что большая часть депозитных предложений на российском рынке в 2019 году не предполагает необходимости платить какие-либо налоги. Хотя самым распространенным здесь будет НДФЛ.
Определения
| Вклад | Это размещенные на депозитном счету денежные средства, которые приносят прибыль вкладчику. Стоит отметить, что депозит — это не только денежное вложение, для него используют акции, ценные бумаги и металлы |
| Вкладчик | Это физическое или юридическое лицо, которое разместило на банковском депозитном счету определенную сумму денег под процентную ставку |
| Налог | Это плата за полученную прибыль. В случае с депозитами, взимается налог с тех процентных выплат, которые были выплачены вкладчику |
| НДФЛ | Это налог на добавленную стоимость для физических лиц. Этот вид налога уплачивают даже индивидуальные предприниматели, поскольку они все равно считаются физлицами |
| Договор вклада | Это документ, который предназначается в качестве правовой бумаги для регулирования всех отношений вкладчика и банковской организации |
| ИП | Это индивидуальный предприниматель, физическое лицо, осуществляющее свою деятельность без оформления документов в качестве юрлица |
| Процентная ставка | Это показатель, в соответствии с которым устанавливается размер получаемой выгоды от сделки для вкладчика |
Каково его значение
Поскольку именно в данных организациях и происходит оформление депозитов юридических и физических лиц.
Если же депозит открыт в , или другой иностранной валюте, то порог по ставке будет равен 9 процентным пунктам.
Если банковская организация предлагает получение вклада в иностранной валюте с процентной ставкой более 9% в год, следует понимать, что неизбежно от суммы выплаты отнимут налоговый сбор.
Если гражданин страны или же иностранный подданный разместил вклад и получил доход, который подлежит обложению налогом, то с него государством будет удержано 35% от суммы процентов по вкладу.
А вот для нерезидентов — иностранных граждан, которые не проживают на территории страны, предусмотрено удержание 30 процентов от дохода по вкладу.
Стоит понимать, что в данном случае списание налога происходит исключительно с процентных выплат по депозиту, а не с самой суммы вклада.
Как осуществляется расчет
Для проведения расчетов по налогу на прибыль следует использовать специальную формулу. В нее включены такие показатели:
Чтобы получить нужный нам — первый показатель, следует сложить ставку рефинансирования с 5% и от этой цифры отнять процентную ставку банка.
В итоге и будет тот процент от суммы, который следует подвергнуть вычету 35 или 30 процентов налога.
Облагается ли ставка для ИП
Индивидуальные предприниматели совершают уплату налога на равне со всеми другими вкладчиками в Российской Федерации.
В Российской Федерации главным видом инвестирования денежных средств является вложение денежных средств в банковские учреждения, или депозит. Это обусловлено простотой и доступностью данного вложения для обычного физического лица, а также стремительным формированием инвестиционной области.
Подробное описание депозита
Депозитом являются финансовые средства, которые были внесены на банковский счет фирмы, с последующим получением дохода. В целом депозитом можно назвать некое вложение в банковскую организацию, когда определенная сумма наличных средств вносится в банк, а спустя конкретно указанный в соглашении период времени эта сумма возвращается с процентами.
Вклады являются одним из самых безопасных методов сбережения и увеличения свободных денежных средств. Наиболее распространенными, и пользующиеся доверием среди вкладчиков, считаются банковские компании. Это связано со следующими причинами:
- многие банки на протяжении длительного периода времени показывают свою экономическую устойчивость, не зависимо от финансовых кризисов;
- банковские фирмы довольно жестко контролируются государственными органами, в отличии от разнообразных дилерских, брокерских и других фондов;
- банки владеют определенным списком разнообразных активов, в которые можно инвестировать полученные от физических и юридических лиц депозитные средства. Что позволяет минимизировать потерю вложенных финансов от всевозможных рисков;
- банковские компании все без исключения участвуют в фондах по гарантии депозитов. В данном случае, если такая организация обанкротилась, то гарантийный фонд возвращает клиенту определенную сумму вложенных средств.
Денежное вложение клиента, для финансового учреждения является задолженностью. Поэтому, внесенный депозит отражается в документальных актах, как долг, который необходимо закрыть в конкретно предусмотренный депозитным договором период.
Чтобы вернуть клиенту его сбережения, банку необходимо их вложить в доходную часть активов, которые в основном, представляют собой кредиты другим лицам.
Депозитные вложения подразделяются на следующие виды:
- до востребования, когда клиент имеет право забрать всю сумму внесенных средств в удобный для себя момент. При этом вкладчик не потеряет насчитанную прибыль;
- срочные. Оговаривается период, на который вносятся средства, и условия их возврата. При этом вкладчик не может их забрать раньше оговоренного срока, не потеряв при этом доход;
- валютный. Такой вид депозита подразумевает вложение иностранной валюты;
- краткосрочные. Подразумевают срок вложения от одного дня до нескольких недель;
- специальный. Предназначается для определенной категории населения (студенты, инвалиды, участники ВОВ и другие);
- обширный. В данном случае проценты от вложенной суммы насчитываются в конце каждого месяца и в конце всего срока.
Однако стоит понимать, что денежные вклады в банковские организации являются в основном способом хранения, а не увеличения дохода. Так как многие банки предоставляют проценты по депозиту немного больше или такие же как уровень инфляции.
Уплата налога по вкладам
Все доходы физических и юридических лиц подлежат налогообложению. Также, исключением не являются процентные суммы получаемые от банковских депозитов. Так как получаемый денежный процент от вклада считается прибылью, которую инвестор приобретает под государственной правовой защитой. Таким образом, с помощью налога, вкладчик оплачивает государству услугу, позволяющая производить подобные финансовые операции, и с помощью нах получать прибыль.
Большое количество банковских клиентов осуществляющих инвестирование сторонних активов, не подозревают об обязательной уплате госпошлины. В связи с этим налог рассчитывается и удерживается с насчитанных процентов от депозита. Данная процедура в основном выполняется, когда банк выдает вкладчику внесенную им сумму и начисленный процент. При этом финансовая сумма начисленных процентов будет определенно ниже прописанной в договоре. Так как из нее банковское учреждение уже заплатило налог.
Сумма налога
Размер госпошлины по вкладам устанавливается Центральным Банком РФ, и действует на все банковские учреждения без исключения. Данный процент не зависит от вида, способа и размера финансового вложения, а также от того какое лицо (физическое или юридическое) его осуществляет.
Получается, что ставка налога по депозиту в первую очередь находится в зависимости от того, является ли вкладчик гражданином Российской Федерации или нет.
В 2017 году действуют следующие налоговые ставки:
- 35% — для вкладчиков, которые постоянно на законных основаниях проживают в территориальных границах Российской Федерации более ста восьмидесяти дней, то есть граждане, имеющие Российское гражданство;
- 30% — для инвесторов, которые не являются гражданами РФ, то есть для лиц, проживающих за пределами РФ.
Депозиты, не облагаемые налогом
Согласно действующему законодательству РФ, пошлина на доход от вкладов удерживается, если процент по депозиту превосходит рефинансированную ставку Центрального Банка РФ, увеличенную на десять единиц.
Получается, что в настоящее время Центробанком, установленная ставка равняется 8,25% плюс еще 5 единиц, в сумме выходит 13,25%. Таким образом, если установленный банком процент вклада составляет число меньше 13,25, то налог в данном случае не уплачивается.
При выполнении депозитных операций связанных с иностранной валютой, налог может удерживаться, если предлагаемая банковской организацией ставка будет составлять больше девяти процентов. Единственное, для расчета и уплаты такого «ндфл», нужно пересчитать предполагаемый доход от вклада в государственную денежную единицу (рубли) по установленному курсу Центрального Банка РФ, установленного на момент выплаты прибыли.
Основным аспектом при начислении налога является то, что сумма пошлины рассчитывается исключительно с процентной разницы. То есть, если банк предлагает внести денежные средства под 17%, то налог будет начисляться с полученной разницы 3,75% (17%-13,25=3,75%).
Если налог все-таки предусмотрен, то инвестору не требуется оформлять дополнительные документы, и бежать в налоговую службу. Так как такая пошлина удерживается автоматически лично финучреждением при выдаче прибыли клиенту. Получается, что наличие налога по депозиту, для вкладчика не несет никакого дискомфорта.
Расчет госпошлины
В случае, если налог предусмотрен, то банковские учреждения, принимающие денежные инвестиции от населения под определенный процент, не только уплачивают положенную пошлину, но и рассчитывают ее.
Сумма такой госпошлины вычисляется по следующей формуле:
ПС – (РС + 5%) = ЧС, где
- ПС – предлагаемый банком процент;
- РС – рефинансированная ставка, регламентируемая Центральным Банком;
- НВ – часть процентной суммы депозита, которая подлежит налогообложению;
- 5% — это законодательно установленная единица, которая предназначена для определения налога по вкладам.

Зная вышеперечисленные значения, любой вкладчик сможет без проблем определить сумму предполагаемой госпошлины с депозитной прибыли.
Госпошлина на вклады для юридических лиц
Согласно статьями 249, 250 Налогового законодательства РФ, юридические лица обязаны платить налог в государственный бюджет со всей полученной прибыли (реализационной и внереализационной), включая процентные суммы от депозитов.
Доход, получаемый от банковского вклада относится к внереализационной прибыли. Так как организации не нужно ничего производить и реализовывать. В связи с этим финансовые средства возвращенные банком не берутся к учету для налогообложения, потому что они не являются доходом от реализации продукции или товара.
Начисление и уплата госпошлины осуществляется с того момента, когда предприятие получило на свой банковский счет вложенные им финансы.
При досрочном прекращении действия депозитного соглашения, установленная банком ставка уменьшается, однако юридическое лицо при этом не пострадает, так как отмеченный доход признан в день реального поступления денежных средств. Если средства поступают на депозитный счет юрлица от сторонних организаций, то поступившие финансы являются прибылью и берутся к учету при вычислении госпошлины.
Вконтакте